Rose debug info
---------------

Что не так с владимирскими остановками

Улица Муромская, 1963 год. Иллюстрация: transphoto.org

Общественный транспорт — это сложная операционная система с множеством функций. Продуманные маршруты открывают доступ к удалённым районам города. Вежливый персонал повышает лояльность пассажиров и приносят деньги перевозчикам. Современные машины не вредят экологии и знакомят гостей города с его красотами.

У любой операционной системы есть интерфейс. От его простоты и дружелюбности зависит, останется ли пользователь, или предпочтёт что-то другое. Интерфейс общественного транспорта — это остановки. С них начинается опыт взаимодействия с городской системой пассажирских перевозок.

Владимирские остановки застряли где-то на уровне Windows 98 — в целом неплохие, но пока ещё далёкие от функциональности и адаптивности Windows XP. Они разношёрстны, им не хватает информативности, а ещё они очень долго загружаются. Согласно исследованию Simetra, пассажир ждёт подходящего автобуса или троллейбуса в среднем 9 минут.

Остановки нужны не только для посадки и высадки пассажиров. Павильоны защищают от осадков, дают информацию о работе общественного транспорта, служат местом передышки для пожилых и маломобильных людей, дополняют или подчёркивают облик улицы. Остановки — один из самых наглядных примеров правильной работы дизайна, баланса эстетики и функциональности.

Это не Великая китайская стена, это остановка в Юрьевце у федеральной трассы М7. Человек, однажды просидевший здесь 15 минут в ожидании автобуса, скорее выберет для следующей поездки такси, чем вернётся в это бетонное нечто.

В случае с владимирскими остановками баланс не соблюдён: внешне аккуратные, они совершенно неудобны для использования. Из-за щелей между крышей и стенками, а также отсутствия правой перегородки, они практически не защищают ни от снега, ни от дождя, ни от ветра. Что мешает сделать эту правую перегородку — непонятно.

Остановка должна защищать от осадков, но во Владимире, по всей видимости, исходят из принципа «у природы нет плохой погоды». А иногда остановки вообще делают без боковых перегородок. Действительно, а зачем?

Садиться или ставить сумку на сырую лавку не будет ни один здравомыслящий человек. Возможно, это сделано для защиты от бездомных, которые иногда ночуют на остановках, и праздно шатающейся молодёжи. На этот случай уже давно придуманы более практичные решения: в центре лавки монтируют небольшие подлокотники, а под крышей остановки вешают лампочку.

Не идеальный пример, но обратите внимание на лавочку. Поспать на такой будет проблематично. Фото: Аркадий Гершман/Город для людей.

Стоит отдалиться от исторического центра города — и владимирские остановки моментально теряют в информативности. С них исчезают схемы общественного транспорта — ключевой момент для любого пассажира. При этом совершенно не обязательно устанавливать дорогие интерактивные экраны — достаточно красиво оформленного и хорошо отпечатанного листа бумаги.

Новые электронные табло неинформативны, и от того бесполезны. Представьте себя на месте туриста, впервые приехавшего в город. Что значит «Кон»? Куда едет «А26»? Вместо табло лучше следить за чётким соблюдением интервалов движения и создавать для этого все условия. Повесить устройство проще, но проблемы это не решает.

Ещё одна отличительная особенность владимирских остановок — большинство находятся на поднятой платформе, выложенной плиткой. Такие остановочные пункты становятся серьёзным препятствием для мам с колясками, инвалидов и просто людей с чемоданами. В идеале, остановки должны быть на одном уровне с тротуаром, а если по каким-то причинам сделать это невозможно, необходимо предусмотреть пологий подъём.

Пассажир, находящийся на остановке, должен видеть приближающийся автобус или троллейбус, так же, как и водитель автобуса или троллейбуса должен видеть пассажира. В некоторых местах пассажир и водитель видят только почтовый ларёк, а в других — ободранную железяку, расписанную местной шпаной. Теория разбитых окон в действии.

Основная масса остановочных павильонов во Владимире плохо сочетается с окружающей средой. Но если в спальных районах это не так заметно, то в центре контраст бросается в глаза. Странно видеть металлическую конструкцию серого цвета на фоне памятников белокаменного зодчества или более позднего времени.

Это единственная остановка в городе, оснащённая USB-портами для подзарядки гаджетов. Они нужны, когда ждать автобуса приходится по 9 минут, но, как и в случае с табло, это не решение проблемы, а попытка вылечить перелом лейкопластырем. Надо отлаживать работу общественного транспорта, а не скрашивать ожидание пассажиров.

Нынешнее состояние владимирских остановок — результат недостаточного контроля со стороны городской администрации. Оформлением остановочных пунктов занимаются частники. Это распространённая практика: муниципалитет сдаёт землю в аренду коммерческой фирме, которая ставит павильон и получает взамен рекламные места.

Иногда в городе можно встретить вот такие мегаостановки. Их появление оправдано исключительно желанием заработать больше денег — ни о какой заботе о пассажирах тут речи не идёт. Чаще всего, так делают в крупных местах скопления пассажиров, в спальных районах или на центральных улицах.

Естественно, конструкция павильона выбирается таким образом, чтобы выжать из нескольких квадратных метров максимум денег с минимальными затратами. Из-за этого в промзонах, отдалённых районах и других точках, где поток пассажиров и количество маршрутов не велики, остановок либо нет в принципе, либо их собирают из подручных материалов.

Так бывает, когда пассажиров мало. Кстати, эта остановка находится на Октябрьском проспекте, прямо напротив регионального управления ФСБ и за зданием администрации Владимирской области.

Чтобы избежать самоделов или пустых площадок стоит отдавать участки под остановки в аренду не по одной, а лотами. Рекламщикам это не понравится, но с грамотными аргументами договориться будет легче. Для этого необходим тщательный анализ пассажиропотока — тогда баланс «хлебных» и не очень мест в одном лоте можно будет обосновать не ощущениями, а цифрами.

Внешний вид остановок следует регламентировать. Для этого логично объявить конкурс среди архитекторов и дизайнеров, тестировать предложенные ими варианты в полевых условиях и таким образом выбирать наиболее удачный. Эта работа, возможно, займёт годы, но в конечном итоге и сам город, и его жители, только выиграют.

Поделиться
Отправить
Запинить