Rose debug info
---------------

Nalichniki — новые Matryoshkas и Balalaikas

Наличники — непризнанное историческое наследие России, которые мы постепенно теряем. Замысловатые деревянные фигуры, обрамляющие окна старых одноэтажных домов, завораживают. В своём исполнении они ничем не уступают белокаменной резьбе Дмитриевского собора, а некоторые и превосходят её по красоте и искусности.

Культурный феномен наличников ещё только предстоит изучить. Учёные предпринимали несколько попыток классифицировать оконные украшения, но не добились особых успехов. Несмотря на похожие наборы элементов вроде наверший, фартуков и других, от региона к региона наличники отличаются друг от друга. Единственное, что их объединяет — строгая осевая симметрия.

Простейший способ каталогизации наличников предложил фотограф Иван Хафизов. Он десять лет путешествует по России и фотографирует деревянные украшения. В его коллекции — несколько тысяч снимков из сотен городов и сёл страны. Хафизов оценивает наличники по пятибалльной системе в зависимости от сложности работы: чем витиеватее резьба и больше деталей, тем выше балл.

Как-то в селе Восход — раньше у него было забавное название Полтевы Пеньки — местная бабушка рассказала мне, что у них жил резчик-любитель, который украшал дома в 30-е годы, а потом ушёл на фронт. Такие истории часто можно услышать, — вспоминает фотограф, — а вот в Новосибирск, Томск, Иркутск приезжали мастера из Петербурга, профессионалы, знающие и барокко, и ампир, имитировали в дереве каменную архитектуру, были и такие мастера, которые занимались восстановлением иконостасов, поэтому единых правил нет, везде они зависели от школы и вкуса мастера.
ТАСС

Принято считать, что наличники попали в Россию в XVII веке, когда в стране заработали первые стекольные заводы. Прообразом наличников стали итальянские каменные колонки и подоконники. Но камень в то время был очень дорог, поэтому жители империи заменили его деревом.

Как правило, наличники заказывали купцы и дворяне, причём чем сложнее наличник, тем ниже рангом был его владелец. Так недавно разбогатевшие торговцы демонстрировали свои статус и богатство — старой и известной знати это было не нужно.

Помимо декоративных функций наличникам отводилась вполне практическая роль — закрывать швы между оконной рамой и срубом. Некоторые исследователи полагают, что они играли роль оберегов. Часто в резьбе встречаются отсылки к языческим богам солнца и земли, реже — изображения драконов и человека.

Самые первые российские наличники не дошли до наших дней. Более того, мы стремительно теряем, то, что создано в 19-м и 20-м столетиях. Они гибнут за пластиковыми окнами и сайдингом, сгорают на пожарах или просто разрушаются вместе с заброшенными домами. Тех, кто способен восстановить деревянную резьбу, осталось мало, а новых мастеров не прибавилось.

Владимирская область постепенно теряет фрагменты истории, которые при должном внимании могли бы стать значимым региональным брендом. Чуть более трепетно к сохранению наличников относятся в Суздале, где небольшие улочки стали частью туристических пейзажей. Во Владимире и других городах дореволюционная застройка попала в тень белокаменных достопримечательностей, и судьба наличников пока незавидна.

По сути единственным, кто занимается сохранением непризнанного исторического наследия, стал «Культурный патруль» (во Владимире — «Культурный просвет»): ребята оцифровывают и популяризируют наличники, многие из которых остались только на старых фото и раскрасках. Так быть не должно. Сохранение наличников — задача, которую надо решать всем миром. Свою лепту могут внести и чиновники, и бизнес, и простые жители.

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия могла бы взять наличники под свою неусыпную охрану, признав их объектом культурного наследия. Культурным и туристическим ведомствам стоит задуматься о популяризации наличников: выпускать о них книги, альбомы или фильмы, проводить конкурсы и фестивали, включать старые улицы в новые туристические маршруты.

В силах городских администрации стимулировать владельцев частных домов реставрировать их и поддерживать исторический облик построек, а при необходимости помогать субсидиями и другими финансовыми плюшками. Бизнес мог бы зарабатывать на продаже мерча и сувениров. Но всего этого, конечно, не случится, пока ценности наличников не осознают сами горожане.

Текст: Юлия Павельева, Татьяна Гильмутдинова
Фото: Сергей Кравцов, Оксана Каширка, Ключ.Медиа
Редакторы: Сергей Егоров, Артём Черней

Поделиться
Отправить
Запинить