Rose debug info
---------------

Позднее Ctrl + ↑

Каким может быть парк за ДТЮ

Фото: Алексей Мудров/alexmdv.ru/Зебра-ТВ

В 1960-х годах советские градостроители заковали часть реки Лыбедь, некогда естественную границу Владимира на севере и востоке, в бетонный коллектор. Сейчас о существовании водной артерии напоминают только одноимённые автомагистраль и стадион, а также три небольших пруда в районе улицы Мира.

На берегах этих прудов дачники вплоть до 1980-х годов выращивали плодовые деревья и декоративные кустарники. Старые сады каким-то чудом сохранились до наших дней практически в первозданном виде. В сочетании с неповторимой фауной — там гнездятся соловьи и ещё 28 видов птиц — они образуют уникальный для города природный ландшафт.

Фото: Артём Черней/Владимир будущего

В будущем эта обширная зелёная территория должна стать крутым парком — примером и базисом для развития остальных городских зон отдыха. Её надо лишь немного переосмыслить и бережно интегрировать в ткань современного города, сохранив самое ценное.

Название

Местные жители называют пространство на улице Мира «старыми садами», журналисты — «парком за ДТЮ»: официального наименования не существует. Учитывая историю этого места, логичнее всего связать название будущего парка с рекой, некогда протекавшей здесь, например, «Лыбедский парк», «Долина Лыбеди» или просто «Лыбедь».

Этимология топонима «Лыбедь» точно неизвестна. Считается, что название восходит к имени сестры трех братьев-основателей Киева — Кия, Щека и Хорива. «Лыбедь» в переводе со старославянского — «лебедь». Некоторые учёные соотносят её со словом «любовь», а другие видят отсылку к «улыбе», что означает «весёлая, смешливая».

Каждая из трактовок идеально соответствуют месту. В парке можно поселить лебедей, а также устраивать чемпионаты по художественному оформлению старых покрышек (шутка!). «Любовь» найдёт своё отражение в неспешных вечерних прогулках по аккуратным подсвеченным дорожкам среди деревьев. «Веселье» хорошо сочетается с детской площадкой, органично вписанной в окружающую среду.

Общие принципы благоустройства

Образ парка будущего лучше всего описывает словосочетание «благоустроенный лес». Такой подход подразумевает минимальное воздействие на окружающую среду, сохранение тишины и природного спокойствия.

Фото: Артём Черней/Владимир будущего

В парке необходимо сохранить каскад прудов в первозданном виде; не прокладывать новые дорожки и площадки, а использовать сложившиеся пешеходные связи. Вырубка деревьев должна быть точечной: заботу о растительности лучше доверить арбористам и ландшафтным архитекторам, а не коммунальным службам.

Фото: Артём Черней/Владимир будущего

Реновацию старых садов за ДТЮ нельзя рассматривать в отрыве от других городских парков. Идея в том, чтобы сосредоточить массовые ежедневные активности — например, занятия командным спортом — в зонах отдыха в районах города. Это превратит посещение старых садов в приключение и избавит пространство от шаблонных развлечений.

Транспортная доступность

Попасть в старые сады, несмотря на то, что они находятся в центральной части города, сейчас проблематично. В шаговой доступности вокруг огромной территории в 27 гектаров всего четыре остановки общественного транспорта и сомнительного качества велодорожки. Пешком добраться до парка затруднительно: пешеходные переходы на улице Мира далеки друг от друга, а на Октябрьском проспекте по границе зелёной зоны их нет вовсе.

Фото: Артём Черней/Владимир будущего

Одновременно с благоустройством Лыбедского парка необходимо пересмотреть существующие транспортные связи: перенести существующие или добавить новые остановки общественного транспорта, предусмотреть подъезды для велосипедов и самокатов, увеличить количество «зебр». Дополнительных парковок для автомобилей делать при этом не нужно — лучше по максимуму использовать мощности существующих стоянок у Белого дома, ДТЮ, бизнес-центра на Октябрьском проспекте.

Каскад прудов

Три небольших пруда у северной границы парка — главная локация старых садов, с которой необходимо начинать благоустройство территории. Каскад водоёмов — то немногое, что осталось от Лыбеди. Забота о прудах позволит вернуть реку из андеграунда в массовом сознании, укрепит связь горожан с местом и историей.

Чтобы сохранить каскад прудов, необходима бережная очистка воды. Во время благоустройства озёр Кабан в Казани гидрологи использовали растения. Этот опыт можно перенести сначала на Лыбедский парк, а затем и на остальные 150 городских прудов.

Озёра Кабан в Казани. Фото: Инде

Следующий шаг — обустройство набережной (с сохранения места для уточек!). Деревянные настилы и пирсы позволят посетителям прогуливаться вдоль кромки прудов. Небольшие пляжи откроют доступ к воде, позволят детям и взрослым принимать солнечные и воздушные ванны, кормить птиц и отдыхать от городской суеты.

На базе природной гидросистемы логично организовать первую в городе водную игровую площадку. Система каналов, шлюзов, плотин и прочих гидротехнических сооружений в миниатюре поможет детям узнать, как устроен окружающий мир и как работают законы физики.

Водная игровая площадка на набережной озёр Кабан в Казани. Фото: Инде

Детская площадка

Лыбедский парк должен стать примером современного и грамотного благоустройства. Каждый элемент зоны отдыха — уникальный объект и повод для гордости. Поэтому детская площадка, состоящая из вырвиглазных фанерно-пластиковых горок, стала бы преступлением.

Чтобы дети вырастали яркими, любознательными, всесторонне развитыми личностями, они должны расти в гармонии с природой, приобретать хороший вкус с малых лет. Для этого нужен постоянный контакт с натуральными материалами, игры на свежем воздухе среди деревьев, животных и пения птиц. Дворы-парковки среди бетонных человейников такой возможности никогда не дадут.

Детская площадка в Казани. Фото: бюро «Чехарда»

Пришла пора пригласить во Владимир «Чехарду» — архитектурное бюро с огромным опытом создания детских площадок из натуральных материалов. На этом вопросе нельзя экономить.

Смотровая башня

Главной достопримечательностью Лыбедского парка может стать небольшая — 7-10 метров в высоту — смотровая башня. Для неё есть подходящая естественная возвышенность — там, где сейчас находятся руины фонтана.

Идеальный пример — Camp Adventure Tower, построенная в 2019 году в датском заповедном лесу Гизелфельд Клостерс Скове. 45-метровая конструкция сооружена из дерева, а каркас — из кортеновской стали, чей красновато-коричневый оттенок идеально гармонирует с цветами леса.

Camp Adventure Tower на острове Зеландия, Дания. Фото: Pragmatika/EFFEKT Architects

К Camp Adventure Tower ведут 900 метров пешеходных деревянных мостков, расположенных между крон деревьев. Представьте себе такую тропу, которая начинается в районе лестницы на улице Мира, проходит над прудами и дальше разветвляется: одна дорожка ведёт к роднику, другая — к смотровой башне. Захватывающий опыт общения с природой гарантирован.

Пешеходные мосты на острове Зеландия, Дания. Фото: Pragmatika/EFFEKT Architects

Родник

Люди пользуются старыми садами не только для прогулок, но и для забора воды из родника. Реконструкция парка — отличный повод ещё раз провести исследование воды и сделать её по-настоящему безопасной: установить системы очистки, благоустроить окружающую территорию, сделать удобный подход с пологими спусками и безбарьерной средой.

Родник можно превратить в живое учебное пособие. Краткий и качественно проиллюстрированный рассказ о том, как устроены природные ключи и почему вода бьёт из-под земли, был бы полезен не только для детей.

Павильон

Центральным и, возможно, единственным строением в парке может быть небольшое здание — высотой до 2-3 этажей — в скандинавском стиле, построенное на возвышении неподалёку от прудов. Павильон с минимальной отделкой из естественных материалов аккуратно впишется в ландшафт и подчеркнёт красоту окружающей среды. Благодаря панорамным окнам, выходящим на воду, можно добиться ощущения полного контакта с природой.

Мост-музей The Twist в Норвегии. Фото: Pinterest

В первую очередь, павильон — это образовательная площадка для проведения лекций, мастер-классов, выставок, творческих встреч, интеллектуальных игр и других развивающих мероприятий. Зал-трансформер позволит разместить коворкинг с кофейней и организовать несколько пространств для семинаров или мастерских, идущих одновременно.

Пример интерьера для паркового павильона. Город Дивногорск, Красноярский край. Фото: Аркадий Гершман/Город для людей

С современным проекционным и звуковым оборудованием, скоростным интернетом, системами кондиционирования и очистки воздуха, павильон Лыбедского парка станет не только модным и популярным, но и коммерчески успешным местом. При желании у здания можно предусмотреть летние веранды и эксплуатируемую крышу.

*****

Мы уверены, что парк на улице Мира — сейчас заброшенный — будет местом для семейных прогулок, образовательной площадкой и наглядным учебным пособием, пространством для комфортного отдыха и индивидуальных занятий спортом.

Фото: Сергей Кравцов/Зебра-ТВ

Летом в парке можно будет бегать, кататься на велосипеде и лыжероллерах, устраивать пикники. Зимой велодорожки трансформируются в лыжню, пруды превратятся в каток, а природные холмы и впадины станут горками для санок или ватрушек.

Здесь построят туалеты с отдельными комнатами для родителей и ребёнка. Вместо пандусов устроят пологие спуски и подъёмы, ведь лестницы никто не любит. На случай массовых мероприятий на ступенях у ДТЮ соорудят небольшой амфитеатр — в достаточном удалении от основных зон отдыха.

Лыбедский парк должен стать украшением и гордостью Владимира будущего.

 Нет комментариев    32   7 мес  

Дог-парк в «Добросельском»: это круто!

Фото: Газета Центр Плюс

На первом этапе реконструкции парка «Добросельский» в восточном районе Владимира предусмотрено устройство дог-парка. Мы посмотрели предпроектные предложения и можем уверенно сказать — это лучшее, что город собирается сделать для владельцев собак и их животных.

В России не принято создавать пространства для выгула домашних животных. Максимум, на который способны муниципалитеты, — это небольшой огороженный участок с самыми дешёвыми и стандартными тренажёрами для тренировок.

Пример типичной российской площадки для выгула собак. Фото: Аркадий Гершман/Город для людей

Чиновники почему-то считают, что если ты завёл собаку, то автоматически стал кинологом. Твоя такса или мопс обязаны быстро взбираться по лестницам, прыгать через барьеры и распознавать наркотики по запаху за сотню километров. Это ошибка.

Прогулка с собакой не ограничивается интенсивной тренировкой. С питомцем можно просто бегать, играть в фрисби или неспешно гулять по аллеям. Вариантов досуга много, предусмотреть всё невозможно. Но то, что в дог-парке в «Добросельском», помимо тренажёров, устроят два газона для свободной прогулки с животными, — это успех и большое достижение для Владимира.

Не стоит забывать, что собаки не гуляют сами по себе. Дог-парк — это пространство, в первую очередь, для людей. Владельцы пуделей и терьеров проводят на улице по несколько часов в день в любую погоду. Поэтому на площадках для выгула устраивают навесы, защищающие от дождя, ветра и солнца. И в «Добросельском» такой будет!

Проект, конечно, не лишён недостатков. На 2500 квадратных метров площади предусмотрены всего 11 однорожковых светильников и 2 урны. Задняя стенка навеса нецельная, то есть не защитит от дождя, снега или ветра. Недостаточно кустов и зелени по периметру. Не предусмотрены места для вендинговых автоматов и туалет для людей.

Однако, если строители в точности повторят проект и учтут все недостатки, то первый во Владимире полноценный дог-парк станет настоящем предметом для гордости среди жителей Доброго.

 29   8 мес  

Как не нужно рассказывать об изменениях городской среды

Большой интерес вызвала небольшая новость, опубликованная на сайте городской администрации.

Нам сообщают, что «в целях обеспечения безопасности дорожного движения на пересечении Октябрьский проспект и ул.Большие Ременники, в районе д. 9 по Октябрьскому проспекту, будет осуществлено ограничение движения транспортных средств на выезд в сторону Октябрьского проспекта согласно приложенной схемы».

А вот приложенная схема в исходном размере.

Схема организации движения. Качество картинки комментировать не будем.

Эта маленькая новость вызывает большое количество вопросов.

Вопрос 1. С какого числа вводится новая схема движения?

Об этом важнейшем параметре в новости не сказано ни слова.

Можно предположить, что новая схема движения начинает действовать со дня публикации новости, то есть с 15 июля 2020 года. Однако наблюдения показывают, что ничего не изменилось — автомобили продолжают выезжать на Октябрьский проспект.

Фотографии сделаны вечером 16 июля 2020 года.

Почему это важно? Всё просто — это обеспечивает ту самую безопасность дорожного движения, ради которой вводятся новшества.

Заранее проинформированные автомобилисты смогут скорректировать привычные модели поведения, рассчитать время поездки, принимать решения спокойно, не создавая аварийную ситуацию.

Дружелюбная, уважительная, написанная человеческим языком кампания по информированию сводит к минимуму уровень стресса и недовольства. Она даёт возможность принять и осознать важность (необходимость) перемен.

Можно констатировать, что на вечер 16 июля никаких мер не предпринято: нет информационных табличек, нет новых схем движения на месте въезда и выезда с парковки, нет знаков, ограничивающих выезд.

Въезд и выезд

Вопрос 2. Каким образом запрет выезда повысит безопасность движения?

Вопрос неоднозначный. Интересно было бы узнать мнения экспертов, которые участвовали в принятии решения. Но в новости и об этом ни слова.

Давайте посмотрим на карту ДТП.

Источник: сайт Карта ДТП

Согласно официальной статистике ГИБДД, на этом перекрёстке за последние 5 лет произошло 3 столкновения. Это, безусловно, плохо.

Но сразу возникает другой закономерный вопрос — это самое опасное место в этом районе города? Меняем масштаб.

Источник: сайт Карта ДТП

Похоже, что есть места с большим количеством аварий. Особое внимание стоит обратить на выделенные участки.

Участок 1 — перекрёсток улиц Дзержинского и Большие Ременники. Именно сюда должны выезжать автомобили с парковки прокуратуры и «Владимиргражданпроекта» согласно новой схеме. Здесь же проезжают машины, выезжающие с верхней парковки «Типографии». Добавим заметный подъём и нерегулируемый пешеходный переход.

Участок 2 — перекрёсток улиц Студёная гора и Дворянской. Именно здесь многие автомобилисты будут разворачиваться, чтобы вернуться на Октябрьский проспект. Статистика ДТП весьма красноречива.

Если кратко резюмировать, то можно предсказать усиление напряжения на двух и без того непростых перекрёстках. Что предполагается сделать для обеспечения безопасности на них, нам пока не рассказывают.

Как минимум, на переходе около «Унистроя» нужен островок безопасности. Кто сомневается — попробуйте несколько раз перейти там дорогу. Для полноты ощущений возьмите с собой ребёнка в коляске или бабушку.

Вопрос 3. Что именно становится причиной аварий на выезде на участке Х?

ГИБДД причину столкновений формулирует лаконично — несоблюдение очерёдности проезда.

Очевидно, что опасность представляет траектория Б. Чтобы повернуть налево и выехать на Октябрьский проспект, нужно дождаться подходящего момента и совершить сложный манёвр. А дальше — большое количество факторов. Можно ошибиться в оценке расстояния и скорости других автомобилей, может быть плохая видимость, а может сказаться банальная спешка и невнимательность.

Существующая разметка позволяет поворачивать налево всем участникам дорожного движения, независимо от направления движения. В этом же месте разворачиваются автомобили, которые выезжают со Стрелецкой улицы.

Заодно оцените качество разметки.

Об изменении разметки нам тоже не сообщают. Значит ли это, что сохранится возможность разворота? И водители, выехав с парковки и совершив небольшой круг по улицам Семашко и Стрелецкой, смогут здесь развернуться и поехать по Октябрьскому проспекту в сторону Белого дома или выехать на Лыбедскую магистраль? Не создадут ли водители, ожидающие разворота, дополнительные сложности? Важные вопросы — но, увы, снова без ответа.

Вопрос 4. А может быть, это всё временные меры, связанные с ремонтом Октябрьского проспекта?

Можно только строить предположения. Официальной информации нет.

Выводы

Все вопросы, о которых написано выше, возникли из-за того, что администрация не объясняет, что и зачем она делает.

Попробуйте подойти к ребёнку перед сном и без разговоров отобрать у него любимую игрушку. В лучшем случае, малыш надуется и отвернётся. В худшем — затаит обиду и станет делать назло. Но всё изменится, если спокойно объяснить ребёнку, что уже очень поздно, обнять его и сказать, что завтра он обязательно поиграет ещё.

То же и с изменениями городской среды. Администрации нужно срочно поменять методы коммуникации с жителями. Слушать и слышать мнения людей. Обсуждать предостоящие изменения. Доказывать их необходимость не с позиции силы, а после консенсуса. Да, это потребует больше времени, в долгосрочной перспективе в выигрыше останутся абсолютно все.

Полезные ресурсы

Блогеры-урбанисты

Илья Варламов
сайт, телеграм, ютуб

Аркадий Гершман — Город для людей
жж, телеграм, ютуб

Лев Владов — Челябинский урбанист
сайт, телеграм, вконтакте

Алексей Радченко
телеграм

Артём Герасименко — Здоровые города
телеграм

Медиаресурсы

Strelka Mag — издание Института «Стрелка»
сайт, телеграм

ШЭР / Шеринг. Экология. Рациональность
сайт, телеграм

Let’s bike it! — проект по развитию велокультуры
сайт, телеграм, вконтакте

Словарь урбаниста

Д

Джентрификация
Происходит от английского gentry — дворянство. Дословно gentrification — это процесс, в ходе которого территорию занимает мелкое дворянство, облагораживание.

Реконструкция и обновление неблагоприятных кварталов города, которые приводят к повышению среднего уровня доходов населения. Как правило, это происходит за счёт замены жителей с низкими доходами на более состоятельных.

Джентрификацию проводят благодаря программам запланированного городского восстановления или по решению собственников и управляющих недвижимостью. Такой процесс иногда называют городской рециркуляцией, а также хипстеризацией пространств.

Дизайн-код
Проиллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций, формирующий визуальный облик города. Хороший дизайн-код не ограничивается лишь оформлением и размещением вывесок. Понятие гораздо шире и включает наружную рекламу, уличную мебель, малые архитектурные формы, фасады зданий, улицы, общественные пространства, навигацию, знаки, городскую и региональную символику. В дизайн-коде также описывают предпочтительные материалы и типы покрытий.

Чаще всего дизайн-код разрабатывается для борьбы с визуальным шумом — цветастыми и несоразмерными вывесками, баннерами, растяжками, раскладушками и прочими раздражающими факторами. Это успокаивает рекламный хаос и формирует единые прозрачные правила игры. Вторая по важности причина — желание создать уникальный облик города и подчеркнуть локальную идентичность.

Первый полноценный документ в России, который можно назвать дизайн-кодом, сделала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы.

Узнать больше


Ж

ЖКХ-арт
Народный способ украшения придомовых территорий и общественных пространств с помощью подручных материалов и мусора: пластиковых бутылок, мягких игрушек, эмалированных тазиков и так далее. Одним из самых каноничных и узнаваемых образов ЖКХ-арта является лебедь, вырезанный из старой покрышки.

Считается, что ЖКХ-арт появился в Советском Союзе в 1960-х годах, когда в городах массово застраивались обширные пустыри и других способов разнообразить городскую среду не было. ЖКХ-арту посвящают книги, но отношение к нему по-прежнему неоднозначное: у одних китчевые фигурки Чебурашек и пчёлок вызывает восторг и одобрение, а других — стойкое отвращение.


М

Маятниковая миграция
Регулярные (как правило, ежедневные) поездки жителей из одной части города в другую: из дома — на работу или учёбу, из спального района — в условный центр. Возникает из-за того, что центры производственной, деловой, образовательной, культурной активности не совпадают с расселением людей.

Территория, которая служит источником маятниковых мигрантов, практически «вымирает» на определённый период времени. Из-за этого пространство используется неоптимально, городские службы работают с неравномерными нагрузками. Возникают проблемы, связанные с массовой автомобилизацией, дорожными пробками, использованием общественного транспорта в часы пик, нехваткой парковок, ухудшением экологической обстановки.

Мозаика
Техника создания изображений и декорирования поверхности путём прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Так же именуются основанные на этой технике разновидности изобразительного, декоративного и и монументального искусства разных жанров.

В СССР, начиная с 1960-х годов, служила одним из основных инструментов украшения города. Советская мозаика до сих пор является непризнанным и неизученным культурным наследием, которые мы теряем. Владимирская мозаика — не исключение.


О

Общественное пространство
Территория или помещение, свободное для доступа и использования жителями и гостями города. В рамках города является общим благом.

В российском законодательстве понятие «общественное место» широко применяется, но его определение и конкретный перечень отсутствуют. Примерный список общественных мест составлен на основе анализа нормативных актов и судебной практики:

  • территории и помещения образовательных организаций, учреждений культуры, физической культуры и спорта;
  • территории и помещения медицинских учреждений;
  • транспорт: городской общественный, поезда, суда воздушные суда, перевозящие пассажиров, пассажирские платформы;
  • гостиницы;
  • рынки, магазины, помещения торговых организаций;
  • помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов, в частности, подъезды, лестницы, лестничные площадки;
  • дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов (без уточнения, многоквартирные или нет);
  • детские площадки;
  • пляжи;
  • зоны рекреационного назначения в границах городских территорий,
  • зоны любых территорий, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом;
  • автозаправки;
  • другие места.


П

Панно
Вид монументального искусства, произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены или потолка; барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями (муралами).


Т

Тактический урбанизм
Обобщающий термин, который описывает методы по быстрому изменению городской среды. Городской дизайнер Эрик Рейнольдс описал его словами: «Легко. Быстро. Дёшево».

Легковозводимые конструкции, имитирующие планируемые изменения городской среды, используются для анализа реакции пользователей и принятия окончательного решения о необходимости этих изменений.

Теория разбитых окон
Сформулирована американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Впервые опубликована в 1982 году в журнале The Atlantic Monthly.

Название происходит от типичного примера действия теории: если в здании разбито одно стекло и никто его не заменил, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна.

Иными словами, несоблюдение каких-то правил, норм и установок горожанами провоцирует других горожан вести себя неподобающе. Например, из-за неубранных улиц человек не станет искать мусорный бак, а выбросит окурок прямо на тротуар. Автомобилист с большей вероятностью припаркуется на газоне, если там уже стоит несколько машин.

Согласно этой теории, 10% людей любого общества никогда не будут нарушать правила, 10% будут нарушать их всегда, а 80% — действуют по обстоятельствам. Качественная городская среда мягко подталкивает к соблюдению правил и не провоцирует нарушения.


У

Урбанистика
Происходит от латинского urbs — город.

Наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другие), их взаимодействию между собой и с жителями города.

Молодая дисциплина, сформировавшаяся во второй половине XX века. В некоторых городах и странах слово «урбанистика» и производные от него до сих пор остаются ругательными :)

Успокоение движения (успокоение трафика)
Комплекс мер, который повышает безопасность на дорогах за счёт снижения скорости транспортных средств. Применяется для уменьшения числа конфликтных ситуаций, предотвращения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Чаще всего используют:

  • ограничение скорости,
  • создание дополнительных изгибов проезжей части,
  • уменьшение радиусов поворота на перекрёстках,
  • создание пешеходных островков безопасности,
  • установка искусственных неровностей, в том числе приподнятых пешеходных переходов,
  • устройство перекрёстков с круговым движением,
  • организацию уличных стоянок и др.

Методы успокоения движения: методические рекомендации Минтранса

Ранее Ctrl + ↓