~
06 ноября 2023

Проблемы водителей

Известная проблема: автобусы тормозят далеко от края остановки. Осенью пассажиры вынуждены прыгать через лужи, чтобы попасть в салон, зимой — пробираться через снег и наледь. Особенно тяжело это даётся пенсионерам и родителям с колясками.

~

Фото: Алексей Котмышев / Комсомольская правда

Журналисты «Комсомольской правды» спросили у водителей общественного транспорта, почему они останавливаются где попало. Оказалось, «всё не так однозначно», потому что «нормально встать мешает несколько факторов»:

  • Конструктивные особенности транспорта. На старых моделях автобусов нет специальных зеркал «мёртвой зоны», которые значительно расширяют обзор и помогают точнее выбрать расстояние до остановочной платформы.
  • Человеческий фактор. Чтобы быстрее попасть в салон, пассажиры порой подходят слишком близко к проезжей части. Водитель может задеть чью-то голову правым зеркалом заднего вида и отхватить кучу проблем.
  • Плохое состояние дорог. Из-за нарушения технологии укладки асфальта, низкого качества строительных материалов, перегрева и высокой нагрузки, подъезды к остановкам обычно испещрены ямами, буграми и колеями.
  • Несправедливые условия работы. Зарплаты экипажей у некоторых перевозчиков зависят от количества перевезённых пассажиров. Каждая минута, потраченная на сложный манёвр, лишает водителей и кондукторов денег.

Звучит, вроде бы, не так страшно. Однако подобные нюансы выдают системные сложности: нерациональный дизайн улиц и устаревший подход к организации пассажирских перевозок.

Чаще всего водители общественного транспорта совершают дополнительные манёвры в местах, где остановки оборудованы заездными карманами. Их делают, чтобы скорость потока не снижалась, пока автобусы забирают и высаживают пассажиров.

Карманы хорошо работают на просторных загородных трассах, но в стеснённых городских условиях всё наоборот. Автобус, который выезжает из кармана, как правило, перекрывает целую полосу, создавая заторы и аварийные ситуации.

Вместо карманов нужны выделенные полосы. С ними водителям троллейбусов и автобусов не придётся совершать лишних телодвижений перед остановкой и создавать тем самым дополнительные помехи автомобилистам.

Сеть выделенок закрепит приоритет общественного транспорта и ускорит его работу, сделает независимым от дорожной ситуации. Водителям будет проще соблюдать график движения, что, в свою очередь, исключит проблему человеческого фактора.

Люди выходят к краю остановочной платформы не потому, что хотят побыстрее умереть страшной смертью. Автобусы, особенно в часы пик, ездят битком и редко. Не успеешь забраться в салон первым — рискуешь прождать ещё полчаса.

Колеи перед остановками неизбежны — тяжёлые машины при торможении и на старте за пару лет превращают асфальт в подобие стиральной доски. Чтобы замедлить износ покрытия, во многих городах зону у платформы заливают бетоном.

История с зарплатой, которая зависит от пассажиропотока, также абсурда, как если бы оклады пожарных зависели от количества потушенных пожаров. Гонки за деньгами провоцируют ДТП и снижают доступность общественного транспорта.

Регулируемый тариф на проезд, которые едва покрывает базовые расходы, вынуждает перевозчиков экономить на всём: от предрейсовых осмотров экипажей до выпуска транспорта на линию. Из-за этого, например, часто не бывает последних рейсов.

Отпускать тариф нельзя: цены на проезд вырастут в несколько раз, это отпугнет часть пассажиров. Выход — работать по брутто-контрактам, то есть платить транспортным компаниям за пройденный километраж или выполненные рейсы.

С прозрачным и гарантированным источником дохода конкуренция перейдёт в другую плоскость. Перевозчики сосредоточатся на качестве услуги, смогут планировать обновление подвижного состава и повышать уровень сервиса.

Понятно, что на всё и сразу не хватит ресурсов — вопрос комплексный, решить его простым латанием дыр не получится. Нужны серьёзное финансирование и чёткая программа действий хотя бы на 5–7 лет вперёд.

Но и чтобы выздороветь, нужно лечить не симптомы, правда? Отправной точкой может стать КСОТ — комплексная схема организации транспортного обслуживания населения, которую город получит примерно через три недели.

#владимирбудущего #uniteforabettervladimir #общественныйтранспорт