Публичной презентации комплексной схемы транспортного обслуживания населения (КСОТ) не будет. Согласно закону, мнение горожан следует учитывать только по проектам стоимостью 2 и более миллиарда рублей. К тому же, все желающие могли самостоятельно прислать свои идеи проектировщикам, — пишет «Чеснок» со ссылкой на городскую администрацию.
Предложения разработчика нуждаются в финансировании, поэтому проект направлен в профильное управление горадминистрации. После того, как все вопросы будут решены, мэр утвердит новую маршрутную сеть, и документ опубликуют на сайте мэрии. То есть жители узнают об изменении работы общественного транспорта постфактум.
Почему это плохо? Любое действие в процессе транспортной реформы должно быть понятно конечному потребителю. Для этого нужно максимальное вовлечение и информирование горожан. Нельзя взять и сказать: теперь автобус поедет здесь. Надо объяснить, почему маршрут отвечает запросам пассажиров и выгоден для всех интересантов.
Подчеркнём: важно именно вовлечение и информирование, а не общественное обсуждение. Диалог предполагает, что оба собеседника как минимум не первый раз слышат о теме беседы. Слушания практически бесполезны, если их участники разговаривают на разных языках. С этой точки зрения — да, презентация новой маршрутной сети не нужна.
Все относительно успешные попытки модернизировать общественный транспорт, предпринятые в России, стали такими благодаря тому, что власти старались прислушиваться к мнению горожан. Например, в Перми проводили серию очных встреч в районах, а в Челябинске сконцентрировались на анализе обращений и завели телеграм-канал реформы.
Есть и обратные примеры. В Новокузнецке «тихое» обновление системы пассажирских перевозок обернулось массовыми протестами. Доходило до того, что перевозчики и горожане брали городскую администрацию в заложники. Местные СМИ, вспоминая о реформе, до сих пор выходят с заголовками вроде «Третий год катимся в ад».
Конечно, Владимир не развалится, если КСОТ опубликуют без предварительного согласования с жителями, а автобусы с троллейбусами не заглохнут, когда выйдут на новые маршруты. Город упустит очередной шанс стать ближе к горожанам и гостям, только и всего. Сколько таких возможностей было за последние годы — не счесть.
Фото Сергея Лакеева для ВБ.