23 марта 2023

Как уменьшить расходы бюджета на общественный транспорт?

~
Владимир, Золотые ворота. Фото: Артём Черней / Владимир будущего

Правильный ответ — никак. 

Владимирские чиновники и депутаты ждут от разработчиков комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения (КСОТ) предложений по тому, как снизить нагрузку на городской бюджет. 

Мы уже объясняли, почему так делать не нужно. Нелишним будет повторить, тем более на эту тему вышло интервью Владимира Пащенко, начальника центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта при Минтрансе. 

Ключевые мысли:

➤ администрации некоторых городов до сих пор пытаются сделать общественный транспорт самоокупаемым, «а потом удивляются, почему под окнами губернатора дымят ржавые пазики»;

➤ один из способов сделать общественный транспорт привлекательнее — разнообразное тарифное меню. У пассажиров должна быть возможность купить проездные на неделю, месяц, квартал, год с неограниченным количеством поездок. Такая своего рода подписка на сервис помогает экономить и мотивирует реже пользоваться автомобилем;

➤ город отвечает за то, как перевозчики обновляют подвижной состав. Поэтому нужны такие условия, чтобы транспортные компании каждый год направляли до 20% своего бюджета на покупку новых автобусов и троллейбусов. «Это не должна быть кампания к праздничной дате или событию»;

➤ с электротранспортом та же история, только для нормальной работы троллейбусов нужно вкладывать деньги ещё и в инфраструктуру. Да, это тоже зона ответственности городского бюджета — или областного, как договориться;

➤ тариф на проезд в общественном транспорте, какой бы большой он ни был, никогда не покроет всех затрат перевозчиков, поэтому город должен быть готов компенсировать разницу доходов и расходов транспортных предприятий;

➤ убыточность ещё не говорит о том, что перевозчик работает плохо. Убытки надо уметь планировать и учитывать;

➤ размер компенсаций надо прописывать в муниципальных контрактах, иначе перевозчику в какой-то момент нечем будем покрывать убытки. Компании придётся экономить — увольнять людей, выпускать на линию меньше автобусов, сокращать траты на техобслуживание. От этого страдает качество сервиса.

Основная идея в том, чтобы перестать воспринимать бюджетные расходы на пассажирские перевозки, как помощь утопающим. Это инвестиции, вложение в устойчивое развитие города, которое обязательно окупятся в будущем в виде экономии на ремонте дорог, экологических мероприятиях, здравоохранении и так далее.


#владимирбудущего #общественныйтранспорт #транспортнаяреформа