Что такое Реформа?
Это трёхдневный дизайн-интенсив, в рамках которого команды дизайнеров создают новый фирменный стиль для городских институций. Формат придумали в агентстве «13 этаж» из Ижевска.
Реформа во Владимире стала семнадцатой по счёту и первой за пределами Удмуртии.
Цель Реформы
Разработать новые концепции графической и текстовой коммуникации театра со зрителями. В качестве основных носителей мы рассматривали логотип, афиши, билеты, соцсети, сайт, элементы интерьера и сувенирную продукцию.
Важно
При оценке концепций важно помнить, что участники были крайне ограничены во времени. Поэтому презентации надо рассматривать как общее направление развития, а не как финальный продукт. В данном случае идея важнее реализации.
Под презентациями мы разместили ссылки на опрос, где вы сможете указать наиболее понравившийся вариант и оставить комментарий.
Как театр выглядит сейчас
Здание Владимирского театра драмы построено в 1971 году по типовому проекту. Аналогичные сооружения можно увидеть, например, в Липецке и Пензе.
Театр отлично вписан в исторический контекст городского центра: отделка фасада гармонирует с памятниками белокаменного зодчества, а украшения скульптур отсылает к жанровому разнообразию средневековой каменной резьбы.
Здание театра отличает обилие кованых деталей вроде указателей, а зеркальные стёкла не только сокращают теплопотери, но и необычно отражают окружающую архитектуру, преломляя её. В постановках задействованы технологичные декорации.
Как театр рассказывает о себе
Основные способы коммуникации театра со зрителем — светодиодный экран на фасаде, афиши, сайт и социальные сети.
У афиш нет общего стиля, из-за чего создаётся ощущение, что каждый раз зрителя приглашают посмотреть спектакль в новом месте. Возможности светодиодного экрана не используются на полную; они ограничены показом видеофрагментов или тех же афиш.
Сайт устроен сложно: нужная и эмоциональная информация, такая как фото со спектаклей или описание постановок, спрятана глубоко. В социальных сетях не прослеживается целевая аудитория: рядом со снимками со сцены публикуются личные поздравления.
Мозговой штурм
Перед началом работы над концепциями дизайнеры провели общий мозговой штурм. Он состоялся в первый день, 24 сентября.
Для начала участники проекта определили основные проблемы театра. Они разделены на три большие группы: высокий порог входа из-за кажущейся сложности и заумности спектаклей; неактуальность в коммуникации со зрителем и физическая закрытость театра от внешнего мира.
В то же время у театра много преимуществ. Здание, само по себе достопримечательность, находится в историческом и туристическом центре Владимира. Труппа известна мастерством далеко за пределами региона, а декорации и эффекты выглядят современно и технологично.
Театр мог бы позиционировать себя в трёх основных направлениях, предположили дизайнеры:
- как площадку, где вечную классику переосмысляют с учётом современных реалий;
- как место с более содержательными и глубокими эмоциями, чем в кино;
- как центр культурной жизни города.
Аудитория театра разделена на две части — постоянные зрители и потенциальные. И тем, и другим бывает трудно узнать информацию о спектакле или купить билет на него. Но если постоянные зрители, приученные к театру с детства, «сквозь тернии» приходят в зал, то остальных сложности отпугивают.
Концепция 1: Пространство преобразования
Дизайнеры рассматривают театр как пространство преобразования, в котором сочетаются классика и современность, реальность и воображение, рациональное и эмоциональное. Визуально это пространство упрощено до прямоугольника, где каждая вершина — одна из букв названия театра, ВАТД.
Театр сегодня — это, в первую очередь, ощущения. Поэтому авторы концепции трансформируют изображения внутри прямоугольника до простых цветовых плашек: в таком виде фрагменты фирменного стиля подсознательно пробуждают фантазию зрителя и вызывают интерес к постановке.
Простота трансформации также определила выбор фирменного шрифта. У букв нет чёткого начертания, они могут меняться от спектакля к спектаклю. Лев, выполненный в форме ромба, превращён в «интерактивное эмодзи»: он может демонстрировать разные эмоции в зависимости от аудитории, характера спектакля и других целей и факторов.
Вместе с визуальной коммуникацией меняется и физическая. Это прослеживается на примере правил посещения театра: вместо строгих, немного агрессивных и даже страшных замечаний появились мягкие и дружелюбные напутствия.
Концепция 2: Театр — это волшебство
В основе концепции — идея магических огней-светлячков, которые в сказках ведут за собой людей в мир волшебства. Они акцентируют внимание зрителя на важных деталях афиш, билетов, фасада и других элементов коммуникации.
Смелый акцидентный гротеск визуально передаёт язык молодого поколения, с которым хочет общаться театр, а чёрно-белые фото с эффектном гравюры и старой печати передают академичность постановок и приверженность театра к сохранению традиций.
Львы на логотипе стали чище и графичнее, они легко трансформируются в паттерн для мерча. Кроме того, гербовые животные передают «владимирскость» театра — поэтому их решено сохранить. Существующая овальная надпись за счёт наклона стала динамичнее.
Портреты актёров размещены на билетах, которые благодаря этому могут стать предметом коллекционирования. Подсветка фасада с помощью «магических огней» станет заманчивее, а забавный стикерпак привлечёт внимание молодой аудитории.
Концепция 3: В.Театр
Визуальный язык в третьей концепции базируется на узнаваемых элементах исторического центра Владимира. Они рассказывают зрителю о красоте и эстетичности, доносят чувства, глубину и философию постановок, служат проводником в мир искусства, то есть, выступают своеобразным мостом к театру.
Фирменный стиль не загружен деталями: он понятен, прост и близок к классическому, в нём удачно сочетаются глубинные смыслы и открытость. За счёт этого айдентика легко трансформируется в ко-бренды, которые позволят, в том числе, по-другому организовать экономику учреждения культуры.
С визуального языка коммуникации начнётся новая жизнь театра как общественного пространства. Здесь откроются кафе, библиотека и коворкинг, куда можно прийти в любой момент. Труппа станет ближе к зрителю и выйдет за пределы театрального здания, как в офлайн, так и в онлайн-пространстве.
Благодарности
Алисе Михайловне Бирюковой
Директору департамента культуры Владимирской области
Борису Григорьевичу Гунину
Директору Владимирского академического театра драмы
Татьяне Васильевне Брагиной
Директору Владимирской областной научной библиотеки
Арт-директор
Даниил Мелких, арт-директор Яндекс.Еды
Ранее работал на киностудии имени Горького, в студии Артемия Лебедева и в Сбербанк-технологиях. Среди проектов — оформление фасада стадиона «Лужники», сайт аэропорта Пулково, дизайн собственной торговой марки продуктов и формы курьеров для сервиса доставки еды «Самокат».
Участники
Александра Полканова, Владимир
Алексей Миронов, Владимир
Анастасия Рощина, Владимир
Андрей Жуковский, Владимир
Анна Кузьмина, Нижний Новгород
Варвара Прохорова, Владимир
Евгения Зверская, Владимир
Екатерина Казакова, Владимир
Елизавета Герасимова, Владимир
Ирина Кузнецова, Владимир
Ксения Ярополова, Нижний Новгород
Максим Абрамов, Владимир
Марина Зайцева, Нижний Новгород
Мария Бабушкина, Нижний Новгород
Наталья Фролова, Владимир
Полина Поздеева, Ижевск
Роман Беляков, Москва
Юлия Горячева, Владимир
Как это было
Фотоотчёт Елены Трофимовой:
#реформа#драмтеатр#владимирбудущего