Мы в ВБ много размышляем о том, что есть Владимир, из чего складывается бренд города и как с ним можно работать.
Первая ассоциация с нашим городом — это белокаменные памятники (у кого-то, вероятно, небезызвестная песня про централ, но это совершенно другая история).
Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота напоминают о былом величии и особой роли Владимира в становлении российской государственности. Памятники архитектуры включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с пирамидами Гизы, Стоунхенджем, афинским акрополем.
Но мы, кажется, настолько привыкли к известняку в качестве стройматериала, что совсем забыли про его удивительные свойства.
Известняк появился многие миллионы лет назад, когда территория Русской равнины была залита морем. В воде жили бесчисленные орды беспозвоночных организмов, из останков которых сформировалась белая плитчатая порода мячковского горизонта.
Материал мягкий — его легко обрабатывать и придавать любую форму (наверняка сейчас вы вспоминаете невероятные рельефы Дмитриевского собора), но прочный — и даже девять веков спустя доносит до нас замысел древних мастеров.
Нас расстраивает, что в последние годы отношение к белому камню чуть ли не пренебрежительное. Те немногие современные здания, которые использовали в отделке известняк, либо обшиты вентфасадом (привет, Арт-Дворец), либо близки к этому (привет, железнодорожный вокзал).
Получается, что белый камень ассоциируется лишь со стариной и не получает новой жизни. Нам такое положение вещей не нравится.
Считаем, что белый камень должен выйти за пределы исторического центра и органично вписаться в ткань всего города. И присутствие может быть разнообразным — не только на фасадах зданий. Когда-то давно во Владимире любили делать отсылки к белокаменному зодчеству — вспомните причудливые скульптуры в сквере у первой школы на Дворянской.
Похожие фигуры украшали центральный парк, но куда-то исчезли после его реконструкции. Такие арт-объекты делают среду интереснее, богаче, выразительнее, визуально связывают современные и исторические пространства.
Если помечтать, то туристической стратегией Владимира на ближайшие 10 лет могла бы стать концепция «Владимир — столица белого камня».
Нам всем нравится статус столицы, пусть и неформальной. Так давайте присвоим себе эпитет «белокаменный». Чтобы человек в любой точке страны при упоминании белокаменных сооружений, думал прежде всего о Владимире, а потом уже о Суздале, Переславле-Залесском или Москве.
Задача амбициозная, но нам по плечу. Что можно сделать, чтобы популяризовать белый камень и упрочить ассоциации с Владимиром?
Один из шагов — ежегодный фестиваль белого камня.
Хэдлайнеры фестиваля — творцы из разных городов и стран, которые на глазах у жителей и туристов в течение двух недель создают из камня неповторимые арт-объекты. Это могут быть скульптуры, композиции, панно, инсталляции, малые архитектурные формы — всё что угодно.
Параллельно с этим идёт обширная программа — проводятся мастер-классы по работе с белым камнем; читаются лекции по истории, антропологии, архитектуре; организуются круглые столы, посвящённые использованию традиционных отделочных материалов, с участием архитекторов, реставраторов, строителей и городских властей. Дизайнеры придумывают классные сувениры и мерч, работают с айдентикой города.
Театры, художники, музыканты делятся своим переосмыслением белокаменного наследия. Авторы книг проводят презентации своих изданий. Представители туристической отрасли обсуждают создание нового — Белого — кольца, объединяющего города, в которых белый камень — больше, чем строительный материал.
Город получает нетривиальный инфоповод, о котором расскажут и федеральные телеканалы, и блогеры-миллионники, — и делает мощную инвестицию в развитие города. А в качестве приятного бонуса — множество эксклюзивных творений, которыми можно оживить парки, аллеи, площади, перекрёстки, пришкольные территории, больничные городки.
Со временем эти арт-объекты — каждый со своей историей и контекстом — сложатся в ещё один туристический маршрут и станут неотъемлемой частью истории города.
Затраты на организацию мероприятия выглядят незначительными по сравнению с бонусами, которые город получит на выходе.
Первый стоунфест стоит запланировать на 2025 год, чтобы поддержать интерес к региону после празднования тысячелетия Суздаля в 2024 году. Полагаем, что подготовкой столь масштабного мероприятия должны заниматься профильные специалисты городской и областной администраций при участии бизнес-сообщества и ВСМЗ.
«Владимир будущего» почтёт за честь участие в оргкомитете феста.