Московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) проводит эксперимент: в октябре на всех светофорах Зеленограда отключили мигающий зелёный сигнал. Первые результаты внушают оптимизм: водители начали в шесть раз реже проскакивать в последний момент, а количество штрафов за превышение скорости уменьшилось в два раза. При этом аварий, по наблюдениям ЦОДД, больше не стало.
«Зелёный мигающий сигнал светофора информирует водителей о том, что они должны плавно сбросить скорость, поскольку скоро загорится жёлтый сигнал, запрещающий движение. Однако на практике вместо этого автомобилисты начинают разгоняться в попытке проскочить перекрёсток», — объясняют в ЦОДД. Скорость, как известно, одна из наиболее частых причин ДТП и гибели людей на дорогах России.
Нововведение ожидаемо огорчило зеленоградских водителей, но больше всего возмутились сотрудники ГИБДД. По их информации, после отмены переходной фазы в óкруге резко выросла аварийность. В ведомстве заявили, что специалисты ЦОДД плохо подготовили эксперимент, в частности, не учли время, которое нужно водителям на принятие решения, и время срабатывания тормозного привода.
Конструктивной дискуссии не получилось — всё свелось, как это часто бывает, к заочной перепалке. «Из-за неопределенности водители находятся в постоянном стрессе, что не способствует повышению безопасности дорожного движения», — предупреждают госавтоинспекторы. «Если у водителей стресс, пусть пьют валерьянку», — парируют в ЦОДД. Весёлого, конечно, мало, ведь на кону человеческие жизни.
Решения вроде мигающего зелёного усиливают влияние человеческого фактора и делают дорожную обстановку более непредсказуемой. Учесть все обстоятельства, которые могут спровоцировать инцидент, итак невозможно — их бесконечно много. Поэтому городская инфраструктура должна не предупреждать трагедию (всё равно она неизбежна), а минимизировать последствия.
По такому принципу устроена скандинавская программа Vision Zero, благодаря которой шведские, норвежские и финские дороги стали одними из самых безопасных в мире. Другое дело, что отмена мигающего зелёного сама по себе вряд ли способна кардинально изменить ситуацию. Нужен комплекс мер: отмена нештрафуемого порога, сужение полос движения, неотвратимость наказания и другие.
К эксперименту есть вопросы. Водителей заранее не предупредили об отключении переходной фазы; достоверных исследований о том, как мигающий зелёный влияет на аварийность, не представили. В пример ставят Францию, Германию, Бельгию, но как будто в отрыве от общих подходов к организации дорожного движения. Тем не менее, похвалим ЦОДД за смелость — разгибать скрепы ой как не просто.
Фото Сергея Лакеева для ВБ.