02 марта 2023

Почему схема организации транспортного обслуживания — ещё не реформа рынка пассажирских перевозок

Мэрия Владимира закажет комплексную схему организации транспортного обслуживания населения (КСОТ) — план по развитию городского рынка пассажирских перевозок на годы вперёд. Власти анонсируют большую исследовательскую работу и новую маршрутную схему. Кое-кто даже поспешил назвать это первым этапом транспортной реформы. Мы не будем настолько категоричны и поговорим о рисках.

~
Фото Артёма Чернея/Влвдимир будущего

Первое, что смущает — аргументация в пользу КСОТ. Вице-мэр Глеб Серёгин, выступая на горсовете, говорил не про удобство пассажиров и пользу для города. Чиновник ссылался на федеральный закон, который обязывает муниципалитеты разрабатывать и утверждать документы транспортного планирования, а также на условия участия в федеральных программах по обновлению подвижного состава.

Уместно вспомнить другую комплексную схему — организации дорожного движения, — разработанную во Владимире в 2021 году. КСОДД предлагала много хорошего: выделенные полосы, сеть велодорожек, платные парковки в центре, но за два года реальных изменений в городе не произошло. Документ существует, потому что так требуют сверху. Велика вероятность, что КСОТ повторит судьбу предшественника.

Второй момент — в мэрии хотят сделать пассажирские перевозки рентабельными, снизив зависимость от городского бюджета. Это в корне неверный посыл. Общественный транспорт не должен приносить прибыль муниципалитету — точно так же, как не должна приносить прибыль полиция, скорая помощь или пожарная служба. Город может создать условия для того, чтобы перевозчики зарабатывали больше, но отказаться от инвестиций в отрасль не получится.

Сейчас транспортные компании, чтобы не уйти в минус, стараются сократить расходы: убирают автобусы с рейсов, экономят на техобслуживании, зарплатах и найме персонала. Каждый год участники рынка просят повысить тарифы до экономически обоснованного уровня, и каждый год им в этом отказывают. В таких условиях улучшать сервис и обновлять подвижной состав — занятие, откровенно говоря, не из лёгких.

Задача муниципалитета — сделать общественный транспорт максимально привлекательным, как для пассажиров, так и для бизнеса. Приоритет на дорогах, брутто-контракты, удобное расписание, расширенное тарифное меню — всё это работа властей, которая стоит денег. Всегда есть опасность влететь в долговую яму, но нужно смотреть немного дальше, чем на один год. Работа над пассажирскими перевозками — это марафон длиной в десятилетия.

Исследование Американской транспортной ассоциации показало, что каждый $1, вложенный в общественный транспорт, приносит $4 к ВВП в долгосрочной перспективе.

С развитием пассажирского рынка снижается нагрузка на дороги — траты на их содержание сокращаются. Необходимость в расширении проездов отпадает — появляются новые места для локальных скверов, детских и спортивных площадок, кафе.

Чем меньше машин и больше зелени, тем чище воздух и ниже нагрузка на медицину. Горожане здоровее, чувствуют себя намного счастливее, быстрее добирается из одной точки в другую, реже испытывают стресс. У людей появляется время на отдых, а, значит, они смогут работать эффективнее — и генерировать таким образом больше налогов. То есть, возможности для развития у города будут шире.

Наконец, третье. Любая реформа, и в особенности транспортная, требует кропотливого информационного обслуживания. Дело даже не в том, чтобы вовремя вешать объявления на остановках. Нужно в корне менять подход к взаимодействию с горожанами. Мы ни разу не видели, чтобы мэрия долго, последовательно и терпеливо, без бюрократических заморочек и не с позиции силы объясняла, что происходит, зачем и какие будут от этого эффекты.

Реформирование общественного транспорта — длительный и сложный процесс, который требует постоянных корректировок. Не получится быстренько разработать КСОТ, купить сотню новых автобусов и откинуться в кресле с чувством выполненного долга — что-то обязательно пойдёт не так. И мы пока не понимаем, как городская администрация в её нынешнем виде будет решать возникающие по ходу трудности.

Кто и как будет оценивать качество услуг? А общаться с разными горожанами, которые чаще всего будут недовольны происходящим? Какое подразделение займётся анализом данных и оперативной донастройкой системы пассажирских перевозок? Ответы на эти и другие вопросы должны быть уже сейчас — но их пока нет.


#владимирбудущего#общественныйтранспорт#транспортнаяреформа