~
16 октября 2023

Нижний Новгород восстанавливает мозаики

Оптимистичные новости о мозаиках, правда, не из Владимира: в правительстве Нижегородской области разрабатывают региональный механизм сохранения советского монументально-декоративного искусства. Местные власти собирают совет с участием федеральных экспертов, который осмотрит уличные панно, определит их ценность и состояние, после чего предложит алгоритм спасения. Жаль только, что искать механизм стали после частичной утраты ряда произведений.

Осенью 2018 года во время ремонта фасадов дома физкультуры с бассейном «Торпедо ГАЗ» рабочие сняли мозаику 1950-х годов «Пловец и чайка». Горожане были недовольны. Чтобы успокоить общественность, вместо панно нарисовали нелепую фреску: неизвестный художник в попытке повторить оригинальную работу «изобразил пловца с женской грудью и азиатскими чертами лица». История закончилась хеппи-эндом: мозаику воссоздали и летом 2021 года вернули на место. Другим образцам советского стрит-арта повезло меньше.

В июле 2023 года рабочие заложили утеплителем мозаику на фасаде детского сада «Парус» (вспоминаем улицы Ноябрьскую и Юбилейную, плачем). В мэрии решили, что она «не представляет художественной ценности с точки зрения истории, археологии, архитектуры, искусства». К тому же родители жаловались на холод в детсаду, так что исход был очевиден. «Утеплять помещения детского садика необходимо. <...> Но почему решение одной проблемы порождает другую?» — недоумевали градозащитники.

Прошёл всего месяц — и в центр внимания попала крупнейшая мозаика Нижнего Новгорода «Быстрее. Выше. Сильнее», созданная заслуженным художником РФ Валентином Любимовым в честь Олимпиады-80. Панно разваливалось на глазах, так что управляющая компания от греха подальше решила его разобрать. Городские СМИ рассказывали об уничтожении памятника искусства, дочь Любимова просила помощи у властей и общественников. Помогло: проблемой занялась министр культуры области Наталья Суханова.

~

Теперь «Быстрее. Выше. Сильнее» разбирают не для того, чтобы её фрагменты случайно не рухнули на чью-нибудь голову, а чтобы восстановить. Реставраторы практически с нуля будут варить смальту и подбирать оттенки. Работа кропотливая, так что результат покажут не раньше следующего лета. Возможно, к тому моменту эксперты придумают, как защитить остальные образцы монументального советского уличного искусства (в Нижнем Новгороде их почти 200!). Пока для этого нет никакой нормативной базы.

Два года назад ВБ вместе с краеведом Любовью Сметаниной предлагал инспекции госохраны памятников Владимирской области ввести понятие «ценный объект городской среды». Этот статус, не настолько обременительный, как «объект культурного наследия», мог бы защитить мозаики. В инспекции восприняли идею без особого энтузиазма. Нас попросили собрать экспертов, чтобы те определили ценность мозаик и решили, стоит ли их спасать — то есть, сделать ровно то, чем сейчас занимаются в нижегородском Минкульте.

Что было дальше: составили онлайн-каталог владимирских уличных панно (пока он временно недоступен, потому что мы переделываем сайт), во время второго урбанфеста провели public talk со специалистами, которые однозначно выступили за сохранение советского наследия, написали итоговое письмо и разослали по всем заинтересованным ведомствам… и всё. Поделились опытом с журналистами из «Вести Приволжье», которые обратились к нам за консультацией, когда готовили свой репортаж.

В общем, радуемся за Нижегородскую область, которая, вероятно, станет первым регионом, где осознали ценность мозаик и комплексно подошли к их сохранению.

Фото с Яндекс Карт и из телеграм-канала Натальи Сухановой.

#владимирбудущего #uniteforabettervladimir #архитектура #мозаики